Беседа с йогином из Варанаси Ракешем Пандеем

Подпишись на нас в FaceBook и читай самую свежую информацию из мира йоги!

Индийские йоги – кто они? Думаю каждому, кто хоть как-то интересуется йогой интересно узнать, а кто же они настоящие носители древней традиции. Не преподаватели из нашего западного мира, а настоящие йогины, люди, рожденные и выросшие на земле, где йога была передана людям самими богами, и впитавшие это знание с молоком матери. Мы публикуем это интервью с йогином Ракешем Пндеем с надеждой, что возможно здесь вы найдете хоть некоторые ответы на ваши вопросы.

Расскажите, в какой семье Вы родились, как Вы пришли к йоге?

Ракеш Пандей: Трудно сказать… Должно быть, это карма прошлой жизни. Мой отец был учителем, преданным Господа Шивы. Именно он познакомил меня с индуизмом. Мать была домохозяйкой. У меня трое братьев и четверо детей, от 9 до 15 лет, двое из них занимаются йогой. А меня с детства влекло к монахам. Стоило мне увидеть садху, санньяси, мне всегда хотелось поговорить с ним, задать какие-то вопросы… всегда хотелось чему-то у этих людей научиться. И вот так я продолжал свои поиски. Моим первым гуру – посвятившим меня в крия-йогу – был Свами Нитьянанда Гири (с ним я c десяти лет до двадцати жил в монастыре). Вторым – хатха-йогин, пандит Радж Бали Мишра. Мой третий гуру – в традиции сиддха-йоги – Свами Чандра Моханджи Махарадж (центр «Сиддха Гуфа» в деревне Савайн, рядом с Агрой); я с ним общался года 2-3, до самой его смерти. И четвертый гуру – в традиции санкхья-йоги – Свами Ом Пракаш Араньяджи Махарадж (Варанаси), он учит только медитации. Вот четыре линии йоги, к которым я принадлежу.

У кого Вы изучали вьяямы? Популярна ли эта практика в Индии?

Ракеш Пандей:  а, довольно популярна. Я изучал вьяямы под руководством Радж Бали Мишры. Он живет в Варанаси и Мирзапуре, ему сейчас уже 90… Я узнал о нем из книги Эдмунда Хиллари «От океана – к небу», описывающей экспедицию на катере по Ганге, от устья до истоков (сэр Хиллари – один из двух первых покорителей Эвереста). В одной из глав рассказывалось о йогине, который мог силой пранаямы удержать на месте катер – 200 лошадиных сил, ни на дюйм катер не мог сдвинуться с места! Я решил найти этого йогина, пришел к нему и попросился в ученики. И он начал меня понемногу учить – несколько асан, потом пранаям… Я учился у него четыре года.

То есть вьяямы – это часть хатха-йоги? Некоторые авторы считают, что они взяты из упражнений для подготовки индийских борцов…

Ракеш Пандей: Нет-нет, это часть традиционной хатха-йоги. А хатха-йога — это основание для раджа-йоги, или крийя-йоги. Но сначала надо поработать с физическим телом.

На Западе продолжаются споры, насколько вегетарианская диета важна для практики йоги. Некоторые говорят, что она обусловлена лишь теплым климатом Индии и на самом деле на успех в йоге не влияет. Что Вы думаете по этому поводу?

Ракеш Пандей: Быть вегетарианцем – это для йогина обязательно! Но в йоге не должно быть насилия, давления. Практикуя йогу, люди меняют свои привычки – я это много раз наблюдал на примере своих студентов. Мои студенты-иностранцы делятся со мной: «Я теперь не ем мяса, не пью… а я курить бросил…» Это происходит естественным образом. В прошлом году, когда я приезжал в Москву, я жил у одного из своих студентов. Его дочке тогда было полтора года, и она не была вегетарианкой. Сейчас ей два с половиной и, как говорит мой студент, с прошлого года она отказывается есть мясо. Он говорит, это мое влияние, такую вот я создал в его доме атмосферу (смеется). Не знаю, может быть, это и так.

Ну, если можно создавать свою атмосферу где угодно… насколько реально практиковать йогу как серьезную садхану, живя в современных городах (даже индийских)?

Ракеш Пандей: Создавать, конечно, можно, но все равно в городе, по-моему, серьезно практиковать невозможно. Слишком много здесь напряжения. Лучше уехать куда-нибудь на природу.

Общались ли Вы с гималайскими отшельниками-садху? С «дикими йогами»?

Ракеш Пандей: Нет, сейчас в Индии таких людей найти трудно. Но не невозможно. Если вы такого человека будете искать, вы его обязательно найдете, ведь и он, со своей стороны, тоже вас ищет, чтобы стать вашим учителем, если вы этого действительно хотите. Вы как бы стоите в очереди – когда ваша очередь подойдет, встреча состоится. Просто продолжайте искать, ждать своей очереди.

А как насчет агхори? Варанаси известен как один из центров этой традиции. Сейчас на Западе много фантазий и мифов, связанных с ней. Знакомы ли Вы с ее представителями?

Ракеш Пандей: В самом Варанаси два основных центра: Кинарам ашрам и Кустха сева ашрам. Но я никогда тантрическими практиками не занимался. Тантра и йога – это разные вещи. Возьмем пять М – ведь это сиволы махабхут (первоэлементов), они соответствуют органам чувств… Но их неправильно понимают, даже в Индии, даже сами агхори: для них вино – для того чтобы пить, женщины – для того чтобы заниматься с ними сексом, и т.д. А настоящих мастеров больше нет.

Мы слышали, что Вы интересуетесь традицией кашмирского шиваизма. Почему Вам нравится именно эта традиция?

Ракеш Пандей: Я не практиковал в соответствии с этой традицией, просто немного изучал ее…

Каково значение «Шива-сутры» для тех, кто практикует йогу?

Ракеш Пандей: В «Шива-сутре» дается полное объяснение: как быть человеком, практикующим и развивающимся духовно. Если вы прочитаете «Шива-сутру», вы получите руководство – как выполнять практику, как совершенствоваться, как исправить то, что вы делаете неправильно. Она дает хорошее зрение, хорошее видение – способность увидеть, правильно вы практикуете или нет. Если вы практикуете неправильно, вы просто вносите изменения в практику – сутра дает инструкции, и вы совершенствуетесь, следуя эти инструкциям.

Расскажите о своем учителе крия-йоги. Вы живете в Варанаси, там же, где семья Лахири Махасаи. Посещали ли Вы его внука Сатьячарана Лахири?

Ракеш Пандей: Да, один или два раза, но тогда я еще не был посвящен в крию. А его сын, Шибенду Лахири – мой гурубхай. Вот моя линия: Бабаджи, Лахири Махасаи, Свами Кевалананда Гири, Свами Шуддхананда Гири, и мой гуру – Свами Нитьянанда Гири, очень хороший человек.

Есть ли какие-то особенности в практике крии в Вашей линии?

Ракеш Пандей: Никаких особенностей – крия есть крия.

В «Хатха-йога-прадипике» описываются мудры и бандхи… Значит ли это, что практика крии схожа с практикой хатха-йоги, ее высших ступеней?

Ракеш Пандей: Это всё одна система, просто более высокие ступени; это всё одна традиция.

Как Вы думаете, есть ли шанс у традиционной йоги сохраниться в современном мире, когда вокруг все больше коммерческой фитнес-йоги и даже индийские учителя часто начинают подстраиваться под западную моду?

Ракеш Пандей: Смотрите, как можно практиковать: вы находите гуру, которому можете доверять, и время от времени приезжаете к нему, на неделю, может, на месяц, он вас учит, исправляет, если нужно, ошибки, вы возвращаетесь домой и продолжаете практиковать. Вот так и может сохраниться традиционная йога – мы сами должны поддерживать традицию, не надеясь на то, что это сделает кто-то другой или это произойдет само по себе.

А как Вы относитесь к чемпионатам по йога-спорту, которых в Индии довольно много?

Ракеш Пандей: Это не настоящая йога. В йоге не может быть соревнований. Когда вы практикуете йогу, вам соревнования не нужны, этот вопрос просто отпадает. Если вы съездили на чемпионат раз-другой, ну что ж, но там имеют значение только асаны, а вы возвращаетесь домой, и реальная работа должна продолжиться внутри вас. Но, на самом деле, эти чемпионаты – хороший способ пропагандировать йогу. Люди могут заинтересоваться и потом пойти глубже.

Что, по Вашему мнению, отличает гуру от обычного инструктора йоги, какой критерий?

Ракеш Пандей: Разница огромная. Если вы с гуру – вы ничто. Вы отдаете ему все, всего себя без остатка. Вы живете в его доме, обедаете там… Инструктор пару часов учит вас асанам, может быть, пранаяме, вы платите – и до свидания. Гуру вы тоже платите (это называется гуру-дакшина), но система совсем другая. К гуру вы приходите со всеми своими вопросами, он учит вас жизни, а не только каким-то практикам. Иногда он вам отец, иногда – мать…

Чему Вы учите на своих занятиях?

Ракеш Пандей: Асанам, бандхам, пранаямам, шаткармам… Также и вьяямам. И провожу сатсанги, киртаны – чтобы студенты расслабились, освободились от напряжения…

Любите музыку? Сами на чем-нибудь играете?

Ракеш Пандей: Ни на каких музыкальных инструментах я не играю, во время киртана просто в ладоши хлопаю – на ладонях акупунктурных точек много… Если кто-то приносит с собой музыкальный инструмент – это всегда хорошо! Я люблю музыку, классическую. Мой друг играет на табле, и иногда я прихожу к нему в гости, просто чтобы послушать, как он играет, и посмотреть – его пальцы повторяют: «Сита-Рам, Сита-Рам, Сита-Рам…» Часами мог бы смотреть. Как я говорю, йога – это музыка: ритм тела, мелодия ума и гармония души создают совершенную симфонию жизни… Я учу одним и тем же вещам – что в Варанаси, что в Белгороде. Сейчас работаю над осуществлением проекта – хочу построить в Варанаси ашрам, куда студенты могли бы приезжать. Жить там, а не в гостиницах, питаться по-йогически и практиковать йогу. Так это и должно быть.

Передаете ли Вы крия-йогу, даете посвящение в эту линию?

Ракеш Пандей: Да, но очень редко, только если меня кто-то из студентов попросит и я увижу, что он готов.

Когда Вы проходили сертификационный курс в Кайвальядхаме, йога-институте, основанном йогином и врачом Свами Кувалаянандой, многому ли Вы научились? Помогли ли Вам полученные знания в работе?

Ракеш Пандей: Что-то новое я узнал, не то чтобы много… Но вот научный подход, характерный для Кайвальядхамы, оказался очень ценным для меня, как для учителя. Я прослушал там много лекций и научился выстраивать свои занятия, преподносить студентам материал более систематизированно.

А какие качества обязательны, по Вашему мнению, для инструкторов йоги?

Ракеш Пандей: Это просто – они должны выполнять правила. Яма и нияма – если человек не следует им, он не может называть себя инструктором йоги. Тогда остаются только физические упражнения, гимнастика, но не йога.

Каковы объективные критерии того, что человек реализовался на пути йоги?

Ракеш Пандей: Всё это в глазах смотрящего. Например, если вы смотрите через красные очки, все вам кажется красным, если через черные – черным. У вас должно быть ясное видение, глаза, которые способны увидеть реализованного йогина – только тогда вы его увидите. То же самое и с гуру: гуру – в глазах его последователей.

А как понять, что человек на правильном пути, что он прогрессирует?

Ракеш Пандей: Эти признаки описаны в йогических текстах. Судить в основном человек должен сам о себе. Вы сами почувствуете изменения в своем теле, в своем уме, а также в отношениях с другими. Что касается изменений на ментальном плане – ваш ум станет очень острым, у вас будет очень ясное видение. У вас не будет совершенно никаких сомнений относительно того, на правильном ли вы пути – вы будете ясно это видеть.

Москва, май 2011

Йогачарья Ракеш Пандей живет и практикует в Варанаси, преподает на крыше собственного дома рядом с Хануман Гхатом. Его адрес: B 4/35, Hanuman Ghat, Varanasi 01. Phone 91 542 227 57 97.

Интервью было подготовлено командой портала «Wild Yogi»
http://wildyogi.info/ru/issue/beseda-s-rakeshem-pandeem-ioginom-iz-varanasi
Вопросы: Илья Журавлев, Михаил Баранов, Галина Пею; интервью и перевод — Галина Пею

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Беседа с йогином из Варанаси Ракешем Пандеем
×
Жми «Нравится», чтобы читать нас на Facebook