Гита Айенгар о практике йоги (лекция, часть 4-я)

Подпишись на нас в FaceBook или Telegramm и читай самую свежую информацию из мира йоги!

Гита прочла лекцию о практике в ноябре 1997 года на ежемесячной встрече в RIMYI (Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгар, Пуна, Индия). Лекция была записана на аудионоситель, переведена в текстовый формат и отредактирована Лоис Штайнберг.

Впервые лекция была опубликована в журнале Национальной ассоциация йоги Айенгара в Соединенных Штатах Америки (IYNAUS), “Садхана”, приуроченном к конвенции 2001 года.

Это четвёртая завершающая часть лекции. Первые три части (часть первая, часть вторая, часть третья) так же были опубликованы на сайте yoga-news.ru.

(…)

Последовательность зависит от конкретного человека. Поврежденной областью может быть сердце или колено, но каждый конкретный человек будет иметь свои ограничения, страхи и возможности. Вы должны наблюдать ваше положение в каждой конкретной асане. Вы не можете впрыгнуть прямиком в финальное положение. Скорее, вы должны наблюдать несколько промежуточных состояний, которые изменяют градус понимания в каждой из них. Предположим ваше колено имеет ограничения в этом начальном действии. Вы должны наблюдать, где и как возникает это ограничение. Следовательно, на каждом градусе сгибания колена вы должны наблюдать. Опять же, во время работы с коленом вы должны видеть, что другие области такие как пах, крестец, спина и т.п. не перекосились. Если это проблемы сердца, нужно смотреть имеет ли это здоровый и напитывающий вид в асане. Вы можете расширять, открывать и поднимать грудную клетку, но напряжение будет видно в плечах, горле, шее, лице и т.д. Затем последовательность и положение или поза асаны изменяется, чтобы устранить неправильное, ненужное и нежелательное напряжение.

Иногда вы должны видеть движения дыхания. Вы должны наблюдать диафрагму и межреберные мышцы. Например, Двипада Випарита Дандасана – питающая асана для сердца. Но если распределение изгиба позвоночника неравномерно и если вы переусердствовали в одном месте и сделали недостаточно в другом, энергия разрушена. Она неравномерно распределена. И иногда у вас заканчивается энергия. В такой ситуации вам нужен последовательный порядок действий, движения, коррекции, проникновения и расслабления в одной и той же асане. Другими словами, асана также развивается и распространяется постепенно.

Вы все практикуете скручивания, такие как Бхарадваджасана, Маричиасана и Ардха Матсиендрасана и т.п. Все они относятся к боковым скручиваниям. Фундамент для этого действия лежит в позах стоя. В Паривритта Триконасане, Паривритта Паршваконасане, Вирабхадрасане 1 и Паршваттанасане вы скручиваете ваш живот. В Паршва Ширшасане и Паривритта Паршваикапада Ширшасане, это вращение. Вы должны выяснить в этих последовательностях, где и как вы скручиваете позвоночник. В Джану Ширшасане и Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасане вы можете сидеть вертикально, без наклона вперед и скручиваться. Вы концентрируетесь на этой центральной теме вращения, и вы работаете.

Различные последовательности предоставляют большой простор для деятельности. В бизнесе вы находите различные области для заработка денег. Почему же в йоге вы не можете раскрыть это поле возможностей, чтобы приобрести здоровье? Разве у вас нет того размаха, чтобы вовлечь ваш ум и выяснить в этих асанах, что происходить с вашим физическим и ментальным состоянием? Вы заметили правую и левую стороны мозга? Увидели ли вы, сколько вы способны противостоять боли, сколько вы можете терпеть? «Tato Dvandvanabhighatah.» (II. 48) Когда вы пытаетесь сделать асану и вы не можете ее сделать, не попадаете ли вы под влияние дуальности? Вы пытаетесь на практике испытать это в асанах? Почему эта Двандва (дуальность) должна влиять на вас? Если у вас болит колено в Джану Ширшасане или в Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасане, у вас есть два пути посмотреть на это. Или вы будете пренебрегать коленом; или вы будете концентрироваться на вытяжении ноги. Колено болит в согнутом положении. Вы будете поддерживать его. Хорошо. Никаких травм. Теперь сконцентрируйтесь на вытянутой ноге и выясните, как ваше тело действует там. Это значит, что вы пытаетесь выкинуть приносящую боль часть из поля вашего внимания и сконцентрироваться на чем-нибудь еще. Это опять роль вашего ума. Другой способ – это посмотреть на ваше больное колено и выяснить почему, где и когда оно болит и сравнить это с другим коленом, которое не болит. Спросите себя, можете ли вы воздействовать на согнутое колено таким же образом, как вы воздействуете на выпрямленное колено, что не так болезненно. Что происходить с ним, когда оно не болит? Разве это не изучение ума, который также вовлечен и обеспокоен болью? Есть два способа действия в этой ситуации: увести ум или сконцентрировать его там. Это то, как практика должна быть выполнена и построена.

Учеников также может вводить в замешательство, как практиковать Шавасану. Кто-то написал, чтобы спросить, правильно ли это – делать Шавасану лежа на животе вместо того, чтобы делать ее лежа на спине. Кто-то еще ответил на этот вопрос в газете. Говорят, что вы можете делать Шавасану даже сидя. В «Хатха Йога Прадипике» сказано: «Uttanam Shavavat Bhumau Shayanam Tat Shavasanam». Уттанам (uttanam) – это полностью вытянутое состояние. Шавават (shavavat) – подобно мертвому телу. Бхумау (bhumau) означает на полу. «Shayanam Tat Shavasanam» – когда вы ложитесь это называется Шавасана (Shavasanam). В «Хатха Йога Прадипике» состояния Сватмарама «Savasanam Shrantiharam Chitta Vishrantikarakam». Какой должна быть эта Шавасана? Если вы делаете это, это должно быть Шранти Харам (Shranti Haram). Это должно унести вашу усталость и беспокойство, и заставить ваш ум, вашу Читта, придти к состоянию успокоения. С помощью объяснения эффектов, он говорит, какова должна быть техника. Техника спрятана в эффекте асаны.

Как я начала ранее, вы должны видеть какого эффекта вы хотите от асаны и, соответственно, техника должна быть поправлена или, скорее, откорректирована. Если эффект должно получить колено, чтобы избавить его от боли или увеличить подвижность, во время выполнения асаны я должна работать над тем, чтобы увидеть что эффект приходит в колено. Я должна делать асану, концентрируя мой ум на колене, и таким образом оно становится расширенным, там появляется пространство, оно снабжается смазкой. Таким же образом, в Шавасане, на эти же вещи должно быть обращено внимание. В Шавасане, вы должны лечь на спину как лежит мертвец, «Shavavat Bhumau». Многие находят, что, когда они ложатся, боль в теле усиливается. Тело и ум становятся беспокойными. В таком случае, положение тела нехорошее. Оно неправильное. Тело искривляется в том или ином направлении. Спустя дни практики вы осознаете это и говорите: «Когда я нахожусь в Шавасане, это плечо болит, или то плечо не болит. Эта нога становится тяжелой. А эта нога не становится тяжелой». Ваши мышцы сжимаются, ваша структура становится искривленной, грудная клетка опущенной, а циркуляция затрудненной, в каких-то местах тело становится сдавленным. Иногда вы не способны дышать мягко в этой самой позе. В Шавасане требуются изменения. Тело и ум требуют изменений.

Гуруджи дал много методов. Вы можете делать Шавасану с согнутыми ногами на стуле или табуретке, или Свастикасана Шавасана, Шавасана с просто свободно перекрещенными ногами. Когда человек не может выпрямить ноги в Шавасане, вы можете разместить болстер под его коленями. Когда женщина беременна и не может лечь прямо из-за тяжести живота, она сохраняет ноги согнутыми на одном или двух болстерах, и ноги отклоняются немного от живота, так что и у ребенка появляется больше пространства. Поза очень похожа на Навасану, где ваши ноги подняты. Это Навасана с согнутыми ногами на опоре, а не силовая Навасана. Ноги отдыхают, в то время как позвоночник и голова находятся на опоре и живот расслаблен. Когда люди чувствуют тяжесть в животе или у них есть язва, или желудочный рефлюкс, такой тип Шавасаны также помогает им, потому что это уменьшает ощущение жжения.

В Шавасане на спине позвоночник может быть поднят с помощью подушки, болстера или одеяла. Область сердца может быть поддержана с помощью ролика из бандажа, кирпича или круглого кирпича или даже с помощью планки. Голова размещена выше, чем грудная клетка для того, чтобы расслабить горло, если у человека есть проблемы с горлом, со щитовидной железой, заболевания дыхательных путей, астма и т.п.

Шавасана на животе – это другая поза. Человек ложится на живот с тыльными сторонами стоп полностью развернутыми к полу, пальцы развернуты внутрь, пятки развернуты наружу, и задняя поверхность бедра полностью развернута наружу. Руки могут быть размещены либо по сторонам, вытянуты назад, согнуты, или в любой другой манере в которой нуждается человек. Если человек испытывает сильную боль в спине или ишиас, на заднюю поверхность бедра можно положить вес. Если лодыжки разваливаются, ноги можно зафиксировать ремнем. Колени разведены и нагружены, а лодыжки связаны ремнем при остеоартрите. У некоторых людей иногда колени слишком сильно разваливаются в стороны. В таком случае, колени фиксируются ремнем, а стопы разведены, чтобы избежать проблем с коленями. Вы должны поправлять положение в Шавасана в соответствии с проблемами человека. Но в конечном итоге, традиционный, оригинальный, аутентичный и правильный способ выполнения Шавасаны – это только лежа на спине.

В то время как Шавасана имеет столько положений, сидячая – не дает расслабления. Человек говорит в статье, что вы можете сидеть и расслабляться в Шавасане. Сидячую Шавасану мы делаем только в поезде или в самолете. Если мне приходится путешествовать из Пуны в Бомбей, часто, после Лонавала, я могу вздремнуть. Каждый придается дреме в поезде. Но я не называю это Шавасаной. Это – сон. Предположим, у вас было более длинное путешествие, из Пуны в Бангалор, и вы вздремнули несколько раз, будучи в сидячем положении. Тело оседает. Это не может быть Шавасаной. Сватмарама говорит: «Sharavat Bhumau». Когда вы ложитесь на пол, Шавасана может наступить Шранти Харам и Читта Вишнантикаракам (Chitta Vishrantikarakam). Этого не происходит в положении сидя. Энергия не распределяется. Уттана – значит вытянутый или расширенный, полностью удлиненный. Этого не происходит в положении сидя. Таким образом, сидячая Шавасана не является Шавасаной. Мы даем пациентам с астмой Свастикасану и Дандасану сидя, поддерживая грудную клетку, потому что человек испытывает затруднения в дыхании. Это называется Упашрая стхити. В Упашрая стхити человек немного отклоняется назад, как если бы он откинул спинку кресла в самолете или поезде. Когда грудная клетка имеет опору, человек чувствует себя хорошо. Дыхание становится свободным. Как только человек начинает дышать свободно, это для него Шавасана, но это не классическая Шавасана. Люди, испытывающие затруднения с дыханием, кто испытывает тяжесть в тазовой области, особенно женщины, у которых тяжело протекает менструация, становятся беспокойными. Когда менструация имеет тяжелое течение, ментальное напряжение присутствует постоянно. Если вы помещаете их в Дандасану, Свастикасану или Баддха Конасану с прогнутой спиной, они чувствуют себя хорошо и находят утешение в этом положении. Они чувствуют, что ум немного расслабляется. Смятая и сжатая грудная клетка находит освобождение. Смятые органы получают внутреннее пространство. С помощью этих методов каждый, несомненно, может убрать напряжение, жесткость и тяжесть. Каждый может преодолеть затруднения в дыхании. Но в конечном итоге каждый должен придти к оригинальной и классической Шавасане для того чтобы почувствовать реальную суть. Гуруджи разработал так много вещей и научил так многому. Я хотела показать вам, что даже Шавасана может быть выполнена таким большим количеством способов. Это для того, чтобы вы могли выяснить, что вы должны получить, чему вы должны научиться и как вы должны практиковать. Если бы класс проводился лишь по одному образцу, он бы закрылся на следующий же день. Но этого не происходит из-за ощущений, опыта, чувствительности, изменений. Происходит трансформация. Каждый должен наблюдать эту трансформацию. Все методы, которые дал Гуруджи, должны быть изучены. Все должно быть прочувствовано и испытано. Я надеюсь, вы поняли. Большое спасибо.

Перевод с английского
Автор перевода: Марина Шанти Шацкая
2 декабря 2019 года
Оригинальная статья на сайте:
https://iynaus.org

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Гита Айенгар о практике йоги (лекция, часть 4-я)
×
Жми «Нравится», чтобы читать нас на Facebook