О янтра-йоге. Интервью с последователем тибетской йоги

Подпишись на нас в FaceBook и читай самую свежую информацию из мира йоги!

Фабио Андрико (Италия) встретил своего учителя, тибетского ламу Чогьяла Намкая Норбу, выдающегося мастера буддийской традиции Дзогчен, в конце 70-х годов, и с тех пор следует этому учению. В 1978 году Фабио Андрико был уполномочен Чогьялом Намкаем Норбу преподавать Янтра йогу, а в 1994 году — вместе со вторым международным инструктором Лаурой Эванджелисти — обучать и готовить будущих инструкторов Янтра йоги. Он принимал активное участие в подготовке публикации книги о Янтра йоге с расширенным комментарием Чогьяла Намкая Норбу, которая была впервые издана в 2008 году на английском языке (Tibetan Yoga of Movement, Snow Lion Publications, Ithaca NY, USA). В этом 2010 году вышло русское издание книги («Янтра йога, Тибетская йога движения», Шанг-Шунг, Уддияна, С-Петербург, 2010). Фабио Андрико проводит обучающие курсы и инструкторские тренинги по всему миру. С 1995 года в Италии и многих других странах под его началом проводят свои первые курсы начинающие инструкторы Янтра йоги.

Интервью с Фабио Андрико Fabio, которое взял Илья Журавлев для журнала Wild Yogi

Как вы открыли для себя йогу, когда у вас появился интерес к духовным практикам?

Я начал заниматься в своем родном городе, в Италии, вместе со своим другом, который немного занимался хатха-йогой. Он показал мне некоторые асаны и я заинтересовался. Мне было за 20, можно сказать что не совсем уже юный. Через пару лет мой друг собрался в Индию, и ему нужна была компания, так что он предложил мне оплатить билеты на самолет и все остальное, чтобы я поехал с ним. И вот мы поехали, и в итоге оказались в Бангалоре, занимались со Шри Джьети, он преподавал в традиции Бихарской школы йоги из Мунгера, эта линия идет от Свами Шивананды. Итак, я изучал Шивананда-йогу в ашраме четыре с половиной месяца. Я серьезно практиковал йогу по 8 часов в день, соблюдал посты. В этой системе пост считается частью натуропатии, и учителя были очень строги к студентам, требуя от них следовать правилам натуропатии, выполнять крийи — очистительные процедуры. И действительно, я практически «с нуля» достиг очень быстрого прогресса, освоил позу лотоса, поскольку ежедневно помногу практиковал. Шри Джьети говорил, что в самом Мунгере практиковали еще больше — вставали перед рассветом, выполняли 108 Сурья Намаскаров, шли к Ганге делать очистительные практики, пели мантры, потом выполняли последовательность и так далее. Вобщем, я старался, как мог, и усвоил одну важную вещь — если ты постоянно практикуешь, то развиваешься очень быстро, а если нет — ничего не произойдет. Насилие над собой до добра не доведет, но регулярная практика важна.

Вообще, Шивананда-йога считается довольно мягким стилем хатха йоги, в сравнении, например, с йогой Айенгара.

Да, это так. Много лет я приезжал на съезд йога-тичеров в Барселоне как представитель Янтра-йоги, и встречал разных известных преподавателей, большинство из них европейцы, например Жерар Блиц. Там были йога-тичеры разных стилей, но в то время не было так много Аштанга йоги или Пауэр йоги в этой области, в основном там была, я бы сказал так, классика, классика во всех смыслах. Вы знаете, сам Шивананда был саньясином, долго практиковал в лесу, в уединении. Он строго следовал четырем стадиям жизни по Ведам. Я тоже был склонен к традиции, довольно трудно определить, что такое традиция, но я предпочитаю классический подход к йоге.

Вы начали практиковать Янтра-йогу, когда встретили Намкая Норбу Ринпоче?

Думаю, это было в 1977. В то время я изучал хатха йогу и старался делиться своими знаниями на простых классах, которые проводил. Я учил в центре итальянской Федерации йоги. И в то время я встретил Намкая Норбу и получил учения Янтра-йоги от него. Так что я также начал практиковать Янтру. Я тогда посещал Дзогчен-общину в Неаполе, потому что учился там в Университете Восточных наук, а по вечерам я ходил в Дзогчен центр и проводил там классы Янтра йоги. В течение четырех лет я каждое утро вел занятия по хатха-йоге, а по вечерам Янтру. В это время я изучал книгу о Янтра йоге, чтобы лучше понимать философию, которая лежит за практикой. Когда ты учишься и преподаешь одновременно, то изучаешь все глубже и быстрее. После этого люди стали меня приглашать в разные места вести Янтру, и постепенно я стал официальным учителем Янтра-йоги. Через какое-то время мы стали и других учеников готовить как инструкторов Янтры, потому что интерес к практике рос и нужны были преподаватели.

Но все это происходило внутри Дзогчен общины, только для ее членов?

Да. В первую очередь потому, что все аспекты Янтры сильно связаны с практиками Ца Лунг (Ца значит тонкие каналы, а Лунг — прана, энергия) и должны передаваться хотя бы с минимальным контролем и пониманием, и также передаваться при ритуале посвящения, иначе живое начало теряется. Вы можете видеть внешнюю форму, но этого недостаточно. И если вы практикуете это просто из любопытства, вы играете с аспектами пранаямы и тонкой энергии, а это не очень хорошая идея, если при этом вы не следуете определенному пути, под присмотром квалифицированного учителя, обладающего глубокими знаниями.

Также было и в индийской йоге до тех пор, пока она не стала модной на Западе.

Да, потому что настоящая хатха-йога должна практиковаться на таком же уровне. Делать только асаны это еще не «полный пакет». Поэтому Патанджали разделил йогу на много составляющих, где асана — только одна ступень. Вот почему многие школы обучали асанам подолгу, прежде чем ученики начинали пранаямы, потому что тело должно быть подготовлено. Может, они и учат новичков простым пранаямам, типа нади шодханы, но не в полном варианте, без задержек.

Давайте поговорим о вашей конкретной линии передачи Янтра йоги. Насколько я знаю, в тибетской традиции есть несколько разных стилей практики асан, в каждой линии — своя, при этом все они обычно называются Трул Кхор.

Обычно, когда дается учение, и дается практика Ца Лунг, то также дается и Трул Кхор. Это как поддержка, подготовительные упражнения, чтобы подготовить основу и дойти до определенного состояния. Например, в Янтре есть 8 движений, которые очень важны для начинающих, потому что они помогают переделать, перепрограммировать шаблоны дыхания, состояние нашей энергии. Для правильной духовной практики вы делаете Ца Лунг, Но когда вы практикуете Ца Лунг, хорошо продолжать практиковать также и Трул Кхор, потому что это освежает вашу базу.

То есть можно сказать что Трул Кхор больше связан с физическими упражнениями, а Ца Лунг больше работает с энергией?

Честно скажу, я не знаю подробно о других линиях передачи, чтобы так обобщать. Я сомневаюсь, что какая-нибудь система Трул Кхор так четко сформулирована и богата, как Янтра-йога. В Трул Кхор обычно содержится лишь несколько движений, а в Янтре — 108. В нашей Янтра-йоге содержаться аспекты и Трул Кхор, и Ца Лунга — у нас есть пять разных пранаям, в которых третья, четвертая и пятая уже относится к Ца Лунг, потому что там работают с каналами и чакрами. Если вы опытный практик Янтры, то сможете практиковать любые техники Ца Лунг, какие захотите. Это вас не затруднит, если вы имеете правильную базу, нужное состояние, понимание, знание, тренинг.

Нужно ли человеку получать специальное посвящение, чтобы начать практику?

Для Янтры это не обязательно. Но для специальных методов Ца Лунг важно, как вы их получили, в какой традиции — вам нужно особое посвящение.
Tibetan1

Насколько я знаю, источник Янтра-йоги это тантра, написанная Вайрочаной в 8-м веке. По преданию он получил эти наставления от Падмасамбхавы, учителя, принесшего тантрический буддизм из Индии в Тибет. И слово Янтра здесь — не геометрическое изображение для медитации, как в Индийской традиции, а вариант перевода тибетского термина Трул Кхор — то есть «комплекс движений тела». Существует ли непрерывная линия передачи текста Вайрочаны?

Изначально, существовало три текста — текст о Трул Кхор, текст о медицинской пользе, что происходит на уровне 5-ти лунгов (пран), на уровне нервов и суставов — и эти две книги были опубликованы. И третья книга была о практике Туммо, и она была потеряна, копии не сохранилось.

Я знаю, что йога Туммо (йога внутреннего тепла) это одна из 6-ти йог Наропы.

Да, но это только одна из ряда линий передачи.

6 йог Наропы в школе Кагью и в школе Дзогчен это разные традиции?

Да.

Например Милам (йога осознанных сновидений) входит в состав 6-ти йог Наропы, и Намкай Норбу Ринпоче тоже обучает этой технике.

Фабио: Я думаю смысл практик одинаковый, но методы могут быть разные. Я не эксперт, чтобы объяснить все различия практики в разных линиях, но не всегда одно название означает одинаковую технику.

Интересно, что в Янтра-йоге все упражнения динамические и нет статического удержания асан.

Да, за исключением пранаям в позах сидя.

Вы думаете, это из-за холодного климата Тибета или причина в воздействии на тонкие энергии?

Не думаю, что это только из-за климата, это сама структура, характерная особенность стиля. Я также размышлял об этом. Сам Вайрочана не обучался в Тибете, он принес многие практики из соседних стран. Он был известен также как великий переводчик, он ходил в Индию и принес оттуда много текстов разных учений.

Я читал книгу по Янтра-йоге, и там были описаны последовательности разного уровня сложности, какие уровни существуют в Янтре?

Не то чтобы уровни, мы скорее можем сказать что есть открытые для всех и закрытые (для получивших посвящение) практики, по причине, которую я упоминал выше. Каким-то вещам можно учить всех и все получат какую-то пользу от этого, а другим не имеет смысла обучать всех подряд без посвящения. Но в самих сериях нет уровней сложности поз. Существует пять групп Янтр, в каждой из групп пять асан в движении, помимо этого каждая Янтра имеет два ваианта, так что в итоге получается 25 Янтр. В каждой группе есть пять типов кумбхаки (задержки), они всегда идут в одной последовательности — открытая задержка, направленная задержка, закрытая задержка, задержка со втягиванием (в Индии это уддияна бандха) и пустая задержка (на выдохе). Практика этих Янтр скорее связана с аспектом дыхания и задержки, нежели со сложностью поз.

Но я видел там некоторые очень сложные позы, например ганда бхерундасана. Начинающий сразу делает «8 движений» (самый базовый комплекс Янтра-йоги), или осваивает их шаг за шагом?

Все зависит от способностей ученика, но в большинстве случаев мы начинаем с основ. Но кстати в самих группах Янтр, в основных например — закрытая или направленная задержка для большиства людей сложнее, чем например в третьей Янтре. Нет однозначного роста усложнений при движении от первой Янтры к следующим, хотя конечно есть вариации посложнее, чем в первой. Когда начинаете делать третью Янтру, добавляется техника прыжков. В хатха-йоге есть последовательности асан, например я такую изучал в Ришикеше, там есть определнное количество асан, балансирующих, компенсирующих друг-друга. Также каждая последовательность Янтры сбалансирована — если например есть скрутка вправо с задержкой, то затем будет скрутка влево, без задержи, но для компенсации. И пять Янтр в группе балансируют друг-друга. Координация и гармония Янтра йоги меня восхищают.

Вы думаете эта последовательность была создана самим Вайрочаной?

Я не думаю, я не знаю. Известно, что Вайрочана составил и записал их.

Все эти упражнения записаны в тексте тантры?

Все описано в тексте. Есть коренной текст и комментарии. Комментарии важны для более ясного понимания. Вот почему нам нужны комментарии Ринпоче, основанные на прямых устных наставлениях его дяди — Ургьена Тензина, который прояснил разные аспекты. Ургьен Тензин сам получал прямые наставления от великих практиков Янтра йоги в течение длительного времени в уединении, чтобы углубить свое знание и способности к Янтре. И Римпоче получил большинство наставлений от него, на их основе он делал записи, и впоследствии написал комментарии. Затем много лет он писал книгу, делал рисунки и фото, прояснял разные детали. В своих комментариях он постарался, чтобы каждый момент был сверен с коренным текстом, и прояснен на основе устных наставлений, которые он получил от своего учителя.

Если сравнить с современными стилями хатха-йоги, в этой линии ничего не изменилось. Люди, которые передавали эти практики друг-другу, ничего не привносили своего.

Так и должно быть.

Если сравнить традиции индийской и тибесткой йоги, то мы видим, что какие-то вещи одинаковые, какие-то разные. Например описание основных каналов — центрального, левого и правого — у тибетцев они прямые…

Я не думаю что есть только один вариант описания, полагаю есть разные для разных методов. Это только некая потенция, и затем вы ее усиливаете разными способами, не только одним. Нельзя сказать что одно описание верно, а остальные ложные — нет таких ограничений. Но с другой стороны, если вы хотите изменить Янтра йогу — как вы это сделаете? Как менять зафиксированную последовательность движений? Одно движение подводит к другому, если вы измените одну позу, она не подготовит для следующий — тогда надо придумывать новую Янтру. Конечно, в реальности разные люди делают по-разному, в зависимости от своей энергии, состояния тела и опыта, но все равно они все стараются сделать необходимую позу. И очень важно, что они не меняют практику, если только не делают упрощенный вариант, когда тело не позволяет сделать полный. Даже разные учителя Янтры делают немного по-разному, в этой линии не занимались слишком много биомеханикой, как в школах хатха-йоги. Деталей по отстройке асан в тексте нет. Сомневаюсь, чтобы йоги, которые практиковали в пещерах, слишком беспокоились о выстраивании положения стопы и тому подобное. Это в большей степени западная паранойя. Янтра больше работает на уровне энергии, праны — а в этом случае работа отличается от практики, построенной с точки зрения анатомии. Например бхуджангасана — кобра. Обычно в ней говорят подобрать подбородок, локти подогнуты — а в Янтра йоге руки прямые, прогиб в спине, все тело вытянуто и напряжено, и на задержке — это с точки зрения хатха-йоги покажется кошмаром. В кобре тренируют открытую задержку, когда вы держите воздух внутри, но без блокирования, усилия или направления его. Напряжение, в Янтре называется дзунчел, доводят почти до дрожи, а дыхание при этом полностью открыто и расслаблено. Трудно сравнивать Янтра и хатха йогу, потому что они воздействуют на разные уровни взаимосвязей тела, энергии и ума.

Это очень интересно.

К нам приходят заниматься многие, практиковавшие разные стили хатха-йоги. Такие люди обычно прогрессируют быстрее, если они конечно не слишком обусловлены. Например, кто привык дышать уджайи в асанах, им трудно дыхание просто отпустить. В Янтре нет уджайи, а используется мягкое, прямое дыхание, без какого либо сжатия или контроля. Эта практика очень интересная и ясная.

А есть что-то общее с индийской йогой в пранаямах сидя — например капалабхати или бхастрика?

В Янтре нет. В Трул Кхор и Ца Лунг можно найти такое. В Янтре каждая задержка, каждое движение работает для своей цели, но воздействие всегда направлено на одну или больше из пяти лунгов (пран) — которые воздействуют на каждый аспект нашей жизни — дыхание, принятие пищи, переваривание, мышление, рождении и так далее.

Мы видим, что в тибетской йоге есть асаны и пранаямы, а как насчет шаткарм — очистительных практик?

В тексте Вайрочаны описаны только 108 движений, это все.

Является ли практика работы с энергией в Янтре подготовкой для техник визуализации?

Визуализации в Янтре не применяются.

Я имею ввиду продвинутые практики созерцания, например тогел (практика обретения мистического «радужного тела света»).

Как практика, которая улучшает наше состояние и координацию, Янтра может быть полезна для этого, но насколько я знаю, прямой связи нет. Но если вы посмотрите книгу о Янтре, там есть глава о разных сверхспособностях, достигаемых при помощи развития каналов и праны — например хождение по поверхности воды, как часть наших потенциальных способностей. Не то чтобы это было самоцелью, но появляетя при развитии своей потенциальности. Например дядя Ринпоче обладал сверхспособностями, в него стреляли и ему ничего не было, а в итоге он реализовал радужное тело. Хотя он практиковал Янтру ежедневно, это не из-за нее, для таких вещей надо осваивать специальные учения.

Среди разных тибетских школ очень трудно встретить ламу, который бы практиковал асаны и пранаямы.

Да, это так. Может быть только в школе Друкпа Кагью.

Почему сейчас эти практики не популярны в Ваджраяне?

Не знаю, может быть их держат в секрете, и мы просто не знаем, кто практикует, а кто нет. Я знаю, что в разных линиях есть разные типы Трул Кхор и разные последовательности практики, связанные с Ца Лунг. И согласно традиции сначала надо получить посвящение, и когда у вас уже установлена связь, жизненная сила учения, вы можете изучать все, что хотите. Но если речь идет о людях без понимания и без подобной связи, вы не должны обучать некоторым аспектам Янтры, потому что в этом нет смысла. Но сейчас мы учим всем 25-ти базовым Янтрам и все детали рассказываем. Это и раньше было открыто, Ринпоче всегда это рассказывал, но только небольшому количеству людей, которые стали его учениками. Не нужно открыто обучать техникам, в которых люди могут травмировать себя. Помню, когда я учился в Университете, у нас был парень, который раздобыл книгу о практике Кундалини, и без полного понимания он старался ее пробудить. Закончил он в психбольнице. Так что надо понимать, чему учить всех желающих, а чему нет. Только по этой причине, а не потому что кто-то раздувает религиозные секреты. Но даже внутри 25-ти Янтр есть очень много чего изучать. В Янтра йоге также важен ритм. Я вот много видел практиков йоги, для которых гибкость становилась препятствием, они не осознавали что они делают, легкость выполнения в силу их гибкости не давала им возможности оценить практику. Но порой при этом им было трудно скоординировать все с дыханием и делать плавно. В этом стиле, даже если вы опытный практик хатха-йоги, на это нужно время, координация и плавность движения не придет сразу. Тут важен ритм — когда движение начинается и когда заканчивается, когда начинается и заканчивается дыхание, нужно уложить следующее дыхание и движение в определенный ритм. Ритм в Янтре связан с ритмом сердцебиения расслабленного человека. А ритм сердца влияет на энергию. Янтра — это ритм. Нужно время, чтобы понять это, но когда почувствовал — практика становится очень интересной и ценной.

Что насчет диеты? Индийская хатха-йога предписывает практикующему придерживаться вегетарианской диеты.

В Янтре нет конкретных указаний, разве что для определенных состояний здоровья, но это в соответствии с принципами тибетской медицины, как балансировать состояние. В Тибете было непросто следовать вегетарианской диете, иногда не то что выбрать продукты, вообще есть было нечего — тут уж не о беспокойстве по поводу диеты. Люди были счастливы куску хлеба с маслом.

Конечно, в высокогорье Тибета так и было. Недавно мы публиковали интервью Чатрала Ринпоче, он также принадлежит к традиции Дзогчен, и он довольно строго проповедует вегетарианство. Он объясняет, что в горах Тибета было трудно с едой, но живя в Непале или Индии, совсем нетрудно быть вегетарианцем. Свои взгляды в первую очередь он аргументирует этикой, что человек должен избегать создавать негативную карму, поедая плоть убитых животных, когда есть возможность хорошо жить и питаться без этого.

В любом случае, как я упоминал, предписаний о вегетарианской диете в Янтре не встречается. В индийской йоге, насколько я знаю, тем, кто практикует много пранаям, предписано есть много топленого масла, чтобы сбалансировать элемент легких. Думаю, надо опираться на ваше конкретное состояние и балансировать его

Каково ваше мнение о довольно известном комплексе под названием «Пять тибетских жемчужин», в этой книге написано что это часть тибетской йоги, но не указано никакой линии передачи.

Я не знаю. Конечно, любые движения, если они не травмируют, полезны для здоровья. Но лично мне история из этой книги показалась странной — будто бы был какой-то потерянный монастырь в Индии, о котором никто не знал. Янтра йога в отличие от этого имеет четкую линию передачи и все признаки серьезного учения.

Вы изучали Янтру только у Намкая Норбу?

Да. Однажды я заинтересовался другой линией передачи тибетской йоги, но у меня не было достаточно времени изучать ее. В этой традиции учителя сказали, что мне сначала нужно сделать нендро (предварительные практики), но это занимает так много времени, которого у меня не было, так что я оставил эту линию.

Я слышал, что в традиции Янтры нет требования выполнять тантрическое нендро (сто тысяч простираний, сто тысяч мантр Будды Ваджрасаттвы и прочее).

Не нужно — так учит Намкай Норбу Ринпоче. Я уже говорил, Янтра даже не требует предварительного особого посвящения, чтобы начать практику. Единственное, что вам нужно, если вы хотите идти путем Янтры — получить передачу учения Ринпоче, и все. Затем люди могут изучать Янтру, она полностью открыта. Она может быть очень полезна и интересна для людей.

Если кто-нибудь начинает с Янтры, он может продолжить учениями Дзогчен. Но если человек не интересуется традицией Дзогчен, он может просто практиковать лишь упражнения Янтры?

Да, если он так хочет, ограничений здесь нет. Каждый человек имеет одинаковые свойства — одно физическое тело, ум, энергию. Если вы не верите в учение Будды, это не значит, что у вас другое тело, ум и энергия. Можно работать на этом уровне, не важно — верите вы в Дзогчен или нет.

Оригинал статьи:
http://wildyogi.info/ru/issue/ilya-zhuravlev-%C2%AByantra-ioga-eto-ritm%C2%BB-intervyu-s-fabio-andriko

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

О янтра-йоге. Интервью с последователем тибетской йоги
×
Жми «Нравится», чтобы читать нас на Facebook